Вадим Акентьев:

Операция на сердце

(продолжение)

Такие разные инославные

Кроме журналистики я занимался благотворительностью. Точнее, помогал одному американскому миссионеру-бизнесмену тратить деньги на детские дома87. Мы с ним старые друзья. На мой переход в православие он сказал: «О`кей, нет проблем!». Он часто бывает в России. В Кемерове он оставил меня областным координатором по распределению благотворительной помощи. И опять я оказался в щекотливой ситуации. Под мое начало попали несколько служителей протестантских церквей, работающих в детских домах. Но мы сработались. Это смиренные и ревностные люди. Сердца наши были открыты друг другу, на мой взгляд. Мы не боялись обсуждать спорные вопросы.

Из переписки с сестрой Натальей (имя изменено):

Не осуждаю и православных за беспечность. Многие злоупотребляют Божьей любовью, но разве я вправе судить. У родителей тоже бывают разные дети: одни послушные, другие наркоманы или пьяницы, но родители любят их. Кто из нас кто? Не знаю, знаю одно, что Бог любит меня, что не гнушается мною.

Наталья, разными могут быть и протестанты, и баптисты в том числе. Например, «разным» был баптист Гарри Трумэн, 33-й президент США, отдавший приказ… об атомной бомбардировке Нагасаки и Хиросимы. «Разным» был один из лидеров Реформации Жан Кальвин (главное его сочинение – «Наставление в христианской вере»). Однажды он обвинил в ереси испанского мыслителя Сервета и… сжег его на костре (хотя я оговорился: Кальвин, выдавший Сервета властям, пожалел его – попросил заменить сожжение на костре отсечением головы) [36]. Такое вот реформаторское «наставление»88… Разные протестантские епископы в США сегодня требуют разрешения церковного благословения на браки гомосексуалистов89. Со слов одного немецкого преподавателя богословского института Союза ЕХБ, в Германии сегодня не редкость объявления в газетах: «Ищем пастора (верующего)»90 .

«Разным» был даже Мартин Лютер, вождь немецкой Реформации (по сути, благого начинания) [37]. Но, идеализируя в свое время Лютера, я ошибался. Он, например, не считал Откровение Иоанна апостольской книгой. «Пусть каждый, - писал он, - думает об Апокалипсисе, что хочет… Мой дух не может терпеть этой книги» (той самой, в которой есть одно из любимейших мест русских баптистов: см. Откр. 22:18-19). Он «уважал и чтил» Послание Иакова, но отвергал его подлинность опять-таки на основании его несоответствия своему духу…» [38]. Во время крестьянского восстания (1525 г.) Лютер выступает с необычайно резкой статьей «против разбойников и кровопийц крестьян», предлагая властям не останавливаться ни перед чем для истребления «факелов ада» и «членов дьявола». «Пусть, кто может, душит и колет, тайно или открыто…». «Как осла нужно бить, так простой народ можно только насилием держать в послушании» [39].

И еще один факт истории. «Когда анабаптисты (которые не были согласны с лютеранами по ряду вопросов) просили проявить по отношению к ним… терпимость, они подверглись со стороны лютеран жестоким репрессиям: их тысячами отправляли на казнь – вопреки провозглашенному Лютером праву на свободное толкование Священного Писания» .

…Евангелизация прошла успешно. Очень жаль, что служитель местной православной церкви назвал нас сатанистами во время служения. Это не имеет отношения к твоему хождению, это моя боль за людей. Думаю, что и ваша тоже. Мы раздавали приглашения на рынке, а матушка ходила и пугала людей, что тот, кто оставит его у себя, будет проклят на небесах, что дети заболеют и многое другое. Нашу церковь люди в городе знают по делам, она имеет доброе имя. Многие спорили с матушкой, были скандалы между людьми, ругались матами. 

Наталья, я искренне рад за проповедь Евангелия. Понимаю твою боль и огорчение. Я сам, будучи баптистом и миссионером «Новой жизни»91, очень горячо реагировал на эти моменты. На месте священника я бы поступил по-другому. Но это и понятно. Я изнутри знаком с баптизмом. А батюшка, возможно, знает его только по пропаганде советских времен…

Но баптисты могут сами провоцировать подобные ситуации своими, не совсем корректными, суждениями о православии.

Вот несколько примеров.

В 2000 году в Москве состоялась конференция служителей ЕХБ под названием «Русь. Миссия. XXI век». На ней был прочитан доклад Тараса Приступы, руководителя миссии «Надежда людям», пастора церкви. В докладе рассматривались препятствия на пути развития миссионерского движения в России в XXI веке. Одно из препятствий Приступа видит в том, что евангельское движение в нашей стране «пополнялось людьми именно из «православной среды», потому что другой просто не было». То есть проблема русских протестантов в том, что у них – отягощенная наследственность. Приступа пишет: «Богословие православия в некоторых ключевых вопросах радикально отличается от апостольского… В центре его – не Бог и Его благодать, а человек с его религиозным опытом… Православная церковь никогда не отличалась желанием завоевать сердца людей для Христа через любовь и служение92… Язычество и мистицизм в православии, помноженные на духовный вакуум посткоммунистического периода, сделали людей незащищенными от влияния оккультизма, восточного мистицизма и тоталитарных деструктивных сект»93 [42].

Подобные суждения о Православной Церкви встречаются в этом журнале нередко. Насколько я понимаю, неизменно негативная оценка Православия – это позиция самого редактора Николая Водневского, которую он довольно часто выражает в своих статьях.

Вот лишь некоторые цитаты: «Корень зла – в отступлении людей от Бога, в замене истины... религиозной ложью, которой пользовалась господствовавшая церковь… Сатана подсовывает религию вместо Христа, обряды – вместо боголюбивой жизни…» [43]. «Живых детей Божиих, тех, кто любит Христа всем сердцем, спасает только то, что Бог не дает книжникам и фарисеям наших дней полной власти. Их авторитет поколеблен» [44]. «Слава Богу, в России… теперь строят молитвенные дома. Но они настолько дорогие и величественные, что, по примеру православных, их называют храмами… А Бог через апостола говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»… Да, Бог живет не в рукотворных храмах…» [45]. Водневский абсолютно прав в том, что сатана может везде, в том числе, и в Православной Церкви, искусить и обмануть человека, повести его по ложному пути. Жаль только, что кроме «религиозной лжи» Водневский (живущий в Америке) ничего в православии не видит.

Кстати, своим девизом журнал избрал слова Августина Блаженного: « В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь»94. Ни стремления к единству, ни уважения чужой свободы, ни, тем более, братской любви я не вижу в таком отношении журнала к Православной Церкви. И чем он отличается от той православной матушки на рынке? Может быть, только своей ученостью.

Тиражом в сто тысяч экземпляров называть православие язычеством, священников – фарисеями, обряды – сатанинскими, храм – безбожным… Кто после этого измерил боль православного? Корректно ли теперь ждать от него веротерпимости и дружелюбия?

После таких публикаций Православная Церковь, действительно, станет одним из главных препятствий «на пути развития миссионерского движения».

Другой пример. В журнале «Христианское слово», в статье «Труд: проклятие или благословение?»95, ее автор Игорь Подберезский противопоставляет протестантское отношение к труду (всегда, по его мнению, добросовестное, усердное и честное) православному отношению. Из статьи вытекает однозначный вывод о том, что православные христиане не могут упорно трудиться, не имеют понятия о «светской трудовой этике», воспринимают труд лишь как тяжелое бремя и уходят в монастыри, в основном, только для того, чтобы там молиться = лениться. При этом в статье ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН нет ни одной ссылки на Священное Предание Православной Церкви, то есть, на то, что только и может дать истинное представление о ПРАВОСЛАВНОМ отношении к труду. Зато цитируется Лютер, который говорил, что «труд конюха или скотницы более угоден Богу, нежели труд монаха или монахини»96 [49].

Последняя реплика

Долгое время на официальном сайте евангельских христиан-баптистов России, прямо на парадной странице, находилось письмо-свидетельство одной новообращенной «сестры в Господе». Она писала, что раньше посещала православную церковь, где священники, по ее словам, гордо ходили «как князья в золоченых одеждах», и только в баптистском Доме молитвы она нашла истинную церковь, где «все по-простому»97. Письмо через какое-то время убрали. Может, сайт нуждался в обновлении. А может, поняли, что негоже выставлять напоказ не совсем корректное суждение новообращенной сестры.

Священники облачаются не для того, чтобы покрасоваться. Облачения священнослужителей – это проповедь Евангелия в одежде. Например, каждый цвет в ней имеет библейское значение. Золотистый цвет символизирует Небесное Царство (см. Откр. 21:18-21). Красный – цвет крови Господа нашего Иисуса Христа и христианских мучеников. Белый цвет – символ преображения, новой жизни во Христе (см. Мф. 17:2, Откр. 1:14, 3:5, 7:9). Голубой – цвет Богородицы, в которой совершилось великое таинство – небо сошло на землю.

Проповедует Евангелие каждый элемент облачения священника. Например, омофор (носится на плечах) означает заблудшую овцу, которую пастырь берет на плечи и несет домой. Это образ Пастыря Христа, подъявшего на плечи все человечество. Поручи, или нарукавники, напоминают священникам, что они служат Богу «не собственными силами, а силой и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы на руках Спасителя во время Его страданий». Риза, или фелонь, «своим видом напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам» 98[55].

Невеста на свадьбах в общине ЕХБ, сколько помню, всегда радует глаза своим красивым, иногда роскошным, белым нарядом. Мало кому хочется пойти замуж по-простому: в юбочке и кофточке. Если свадьба достойна особых, торжественных облачений, то почему богослужение не может быть этого достойно?

Не нужно думать, что в облачении – легко и приятно. Оно очень тяжелое – в духовном смысле99. Всем сердцем сознавая себя недостойным, священник облачается, чтобы предстоять перед «горой Сион». Предстоять в страхе и трепете не только за себя, но и за весь народ Божий100 (см. 1 Фес. 5:12, Евр. 12:22, 28).

…Утро. Храм. Скоро служба. Я стою у входа в алтарь. Вижу, как в комнате для переоблачения седой священник медленно и сосредоточенно надевает ризу. Слышу, как он длинно вздыхает: «Господи, Иисусе, помилуй мя, грешного…». Его облачение золотое. Но это «золото» истерто ежедневными молитвенными службами. Это «золото» потемнело от слез покаянных (простите за высокий слог). Это «золото» на батюшке может вспыхнуть огнем неугасимым в судный день, потому что «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12:48). Вот в какую «княжескую одежду» облачается священник…

 

н а ч а л о

Авторские права на эту книгу принадлежат Вадиму Акентьеву.

 
  Перепечатка разрешена со ссылкой на сайт автора Akentyev.boom.ru

д а л е е ...

н а з а д Сайт разработан Константином Ткаченко. SlavicBaptist.org. 2005 г.  
Hosted by uCoz