Вадим Акентьев:

Операция на сердце

(продолжение)

отступать – некуда

Меня все еще зовут обратно в баптизм. На что я отвечаю: «Уж лучше вы – к нам». Тот баптизм, который я увидел (и переосмыслил) со стороны, меня уже не привлекает. Хотя в книге я намеренно говорю именно о русских баптистах. Потому что они, на мой взгляд, – особое явление. По своему богомыслию они очень близки к православию102.

Меня не привлекает, например, история баптизма, в которой еретики103 всех мастей, с легкой руки баптистских теологов, изображаются героями веры. Каюсь, что, будучи баптистом, плохо учил свою историю. Поверхностно. Не вникал в то, что с ересиархов, оказывается, я должен был брать пример. Оказывается, они были моими духовными предками.

Вот что пишут Карев128 и Сомов в учебнике «История христианства»: «В девятом веке было два довольно значительных христианских течения, не принадлежавших к официальной церкви, - это несториане104 и павликиане. Официальная церковь презрительно их называла еретиками и сектантами. Сектами официальные церковники называли течения, вышедшие из рядов официальной церкви и отколовшиеся от нее…

В седьмом веке членом манихейской секты был некий Константин из Армении. Однажды у него остановился диакон христианской церкви и подарил ему рукописи четырех Евангелий и четырнадцать посланий апостола Павла. Константин, читая Евангелие и послания апостола Павла, уверовал во Христа и отдал Ему свое сердце. Он ушел из манихейской секты… У него, под влиянием самостоятельного чтения, созрели убеждения, которые не соответствовали некоторым догмам официальной церкви. Он задался целью восстановить апостольское христианство. Вокруг себя он организовал… группу христиан, которые стали называть себя павликианами… - в честь того, что Константин уверовал во Христа через послания апостола Павла. Ошибкой Константина было полное отвержение Ветхого Завета… Второй ошибкой Константина было то, что он слишком высоко поставил апостола Павла… [Его] личность начинала затмевать Самого Христа… Третьей ошибкой… было его пренебрежительное отношение к апостолу Петру… Несмотря на эти свои крайности, [Константин] в ряде вопросов встал на позиции первохристианства. Он отверг иконопоклонение… отверг крестное знамение…отвергал церковную иерархию… Он был ревностным борцом за возврат к первохристианству»105 [6].

«Светильники Христовы были во все времена и в разных христианских группах, отошедших от официальной христианской церкви…С десятого века в Болгарии стали появляться так называемые «богомилы»… [Они] отвергали иконопочитание… поклонение мощам и так называемым святым угодникам… В этом отношении они, вне всякого сомнения, шли путем первохристианства… Богомилы, как и их предшественники – павликиане, отвергали Священное Писание Ветхого Завета, признавая только Священное Писание Нового Завета… Затем некоторая часть богомилов еще больше впала в крайности, которые нарушили их связь с Господом (а раньше она ничем не нарушалась? – прим. авт.). В среду части богомилов, действительно, проникли гностические представления о том, что вся материя, вся природа является творением диавола, противным Богу» [7].

Довольно странный свет исходил от «светильников Христа», отвергающих «Писания», которые свидетельствовали о Нем (см. Ин. 5:39).

Но это еще цветочки.

Вот, что пишет Павлов В.Г.106 :

«Все допускают, что со времен апостольских до Реформации существовали собрания и общества, которые отделялись от господствующих церквей… Господствующие церкви клеймили их названием еретиков… Еретиками обыкновенно называют тех, кто отличается в учении от большинства, имеет столько совести и мужества, что отваживается защищать свое положение и даже, в случае нужды, страдать за свою веру… Этот народ происходит от первых веков христианства, сохраняя и передавая потомству чистейшие формы вероучения и практического благочестия… Нет сомнения, что эти люди имели некоторые ошибки, и, может быть, держались некоторых заблуждений. Но как и могло быть иначе, когда они были окружены атмосферой церковной лжи и испорченности.

В I и II столетиях некоторые из этих сект известны были под именем мессалиан…107 и монтанистов108.

В VII и VIII столетиях возникли павликиане, которые обратили на себя внимание, сделавшись многочисленными, и навлекли на себя ненависть и вражду господствующей церкви»… Можно сказать, что со времен апостольских до Реформации эти различные сектанты составляли истинную церковь Божию. Их вера была настоящая библейская, и их жизнь была самая чистая, какую только видел мир. Конечно, они не были совершенны. И как они могли быть таковыми в такой среде?» [11]. Конец цитаты.

Неужели лучшие плоды, которые дало христианство – это ереси и секты? Неужели Церковь Христова, утвержденная «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (см. Еф. 2:20), должна была развиться до павликиан и мессалиан? Неужели монтанисты – и есть та самая Церковь, которую не одолели «врата ада» (см. Мф. 16:18)?

Когда я учился в богословском институте Союза ЕХБ, один из братьев подарил мне книгу в красной обложке. Называется «След крови»109 .

Цель этой книги, пишет ее автор, «показать, что баптисты, соответственно истории, представляют собой беспрерывную нить церквей от дней Христа… В неправильных, уклонившихся от истины, церквах ясно виден рост католицизма и позднее протестантизма. Баптисты – не протестанты, так как они не вышли из католической церкви» [12].

В «беспрерывной нити церквей от дней Христа» Дж. М. Карроль перечисляет монтанистов, павликиан, катаров110, альбигойцев и другие группы (наглядно представлены в диаграмме в конце книги). По убеждению автора, под всеми этими наименованиями (которые были даны врагами истинной церкви) скрываются баптисты 111[22].

На вальденсов, как на  своих духовных предков, претендует и… Елена Уайт, идейный «вдохновитель» адвентистов седьмого дня, их писательница и пророчица (См.: Уайт Е. Великая борьба. Заокский. 2003. С. 56-71). О тех же вальденсах Карев и Сомов пишут: «Они высоко подняли христианское знамя любви и излучали свет Христов в своей жизни» (См.: Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. М., 1993. С. 251). При этом надо отметить, что баптисты считают учение адвентистов ересью, а Е. Уайт именуют лжепророчицей (См., например: http://www.spasenie.kiev.ua/articles/Religii/Adventisty/ 2003/11/17/adv_388.html).

Остается сказать, что свою преемственность от Древней Церкви через вальденсов ведут и «Свидетели Иеговы» (См.: Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание? Нижний Новгород. 2000. С. 74).

Меня в баптизме учили, что Слово Божье – это единственный критерий духовной жизни. Но Библия в отношении еретиков оказывается почему-то менее любвеобильна, чем вышеупомянутые баптистские теологи.

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет… Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда… Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2 Пет. 2:1-11,20).

Ересь – пагубна. Ересь развращает. Еретики навлекают на себя скорую погибель (духовную, прежде всего). Плюрализм мнений остается плюрализмом только до определенных пределов, вне которых – поношение Церкви Христовой и, в конечном итоге, отвержение Бога. Те, кто отстаивает ересь, на самом деле, «идут вслед скверных похотей», может быть, неосознанно для себя. Оказывается, не принципиальность, а обыкновенные страсти (и гордость, наверное, прежде всего) ведут еретиков к тому, что они «презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». В начале пути они принимают Христа и познают Его, как Спасителя. Но потом, родив или приняв ересь и не желая расстаться с ней, они сами себя отлучают от Церкви, а значит, и от Христа. Слово Божие (а не «официальные церковники») называет их «беззаконниками». Слово Божье (а не «господствовавшая церковь») говорит, что «суд им давно готов».

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси (выделено мной – прим.авт.), ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21).

Ересь перед Богом и Его Церковью так же страшна, как прелюбодеяние и волшебство, так же омерзительна, как идолослужение, так же ужасна, как убийство112. Погибающих еретиков надо спасать, а не учиться у них «ревностной борьбе за возврат к первохристианству» 113.

Не смог бы я возвратиться в баптизм, даже если бы захотел, после осмысления такой истории баптизма. Мне нисколько не хочется иметь славную историю постоянных крайностей и заблуждений, тем более, когда они касаются Самого Христа и Его Слова. Мне не по душе та легкость114, с которой иные баптистские богословы – идеологи первой величины! – записывают в «герои веры» еретиков, явных и для них.

Уж лучше вы – к нам, братья! Зачем вам сектантская преемственность, если есть апостольская? Зачем вам роднить себя с монтанистами, павликианами, богомилами, если можно породниться с Иоанном Златоустом, блаженным Августином, Кириллом и Мефодием, Сергием Радонежским, святителем Московским Филаретом, митрополитом Сурожским Антонием и т.д.?

 

вместо заключения

«Как я сказал, мы не принимаем людей легко. Опыт показывает, что они сначала приходят и прислушиваются, приглядываются, «принюхиваются». Потом в какой-то момент они загораются очень пламенным желанием принять православие и отталкиваются от той веры, которая была их верой; и вот в этот период я их никогда не принимаю; я не принимаю человека, который отрекается от своего прошлого. Потом начинается период, когда человек входит глубже в православие и начинает чувствовать, как он должен быть благодарен той Церкви, которая его сделала вообще христианином, когда у него нет уже романтики такого чрезвычайного подъема. Он может спокойно войти в православие, как блудный сын, который домой пришел, именно домой, а не в какое-то исключительное место. И когда он может обернуться и сказать: да, моя Церковь – католическая, англиканская, протестантская – мне все-таки открыла Христа, и я глубоко благодарен ей, – то мы их принимаем…» [32].

Митрополит Сурожский Антоний (Великобритания)

 

н а ч а л о

Авторские права на эту книгу принадлежат Вадиму Акентьеву.

 
  Перепечатка разрешена со ссылкой на сайт автора Akentyev.boom.ru

д а л е е ...

н а з а д Сайт разработан Константином Ткаченко. SlavicBaptist.org. 2005 г.  
Hosted by uCoz